На чем зарабатывают одноклассники.ру
ПОД КОПИРКУ 35-летний создатель «Одноклассников» не силен в социологических
науках. Он программист. «Своим одноклассникам я запомнился, скорее
всего, как полный разгильдяй. По математике я получал одни “пятерки”, а
вот, скажем, по истории шли сплошные “неуды”, — улыбается Попков. — Я
поэтому и школу закончил не дневную, а вечернюю».Еще было восемь лет работы в Московском НИИ счетного машиностроения.
Там он и приобрел первые навыки «правильного» копирования западных
образцов. Умельцы из НИИ разбирали на части приставки Yamaha и
создавали по тем же принципам собственные «оригинальные» продукты. В
постперестроечные годы это направление умерло. Попков долго перебивался
случайными заработками, одно время даже батарейками на рынке торговал.
Но к концу 1990-х он с несколькими товарищами открыл для себя новую
золотую жилу — создание сайтов. Большинство заказов приходило из-за
рубежа. Одним из проектов, например, было создание внутренней системы
обслуживания заказов для Canon. В 2000 г. Попков подписывает годовой контракт с английской компанией
i-CD, которая в тот момент запускала справочный сервис 192.com. Русский
программист понравился англичанам — контракт продлили. В Лондоне Попков
провел шесть лет. Там он познакомился с создателями сервиса для поиска
старых друзей FriendsReunited.co.uk и даже участвовал в проекте.
Полученный при этом опыт пригодился Попкову — уже директору по
разработкам i-CD — при запуске испанской социальной сети Passado.com. В конце 2005 г. Попкова переманила компания The Number. Поскольку
i-CD и The Number были прямыми конкурентами, сразу приступить к работе
россиянин не смог, пришлось выждать оговоренные в контракте полгода. «В
итоге летом 2006 г. у меня появилась куча свободного времени», —
вспоминает Попков. Так и появились «Одноклассники.ру» — лекарство от
скуки. К тому же площадка у Попкова уже была: еще в 2002 г., во время
первой волны популярности социальных сетей, он зарегистрировал домен
odnoklassniki.ru. Сервис заработал в ноябре. Это был типичный проект одного человека.
Попков и не думал относиться к нему серьезно. Он продолжал жить в
Лондоне, и хостинг «Одноклассников» первое время был английским. Но к
январю 2007 г. число зарегистрировавшихся на сайте пользователей
перевалило за миллион. Тогда-то и стало понятно, что «Одноклассники» —
нечто гораздо большее, чем просто хобби. Попков уволился из The Number
и переехал в Москву. ОДИН В ПОЛЕ ВОИН «То, что у меня не было опыта работы в Рунете и я не был вхож в
рунетовскую тусовку, где все давно знают друг друга, пошло проекту
только на пользу, — говорит Попков. — Да, порой мне приходилось
пробивать лбом стены и тратить на мелочи гораздо больше времени, чем
моим коллегам, которые вращались в этой среде долгие годы. Зато я
всегда действовал “как правильно”, исходя из своего опыта работы в
Англии, а не как принято в России». Мелочи, о которых упоминает Попков, на самом деле чуть не погубили
проект. «Я и представить себе не мог, что у меня будет столько проблем
с поиском офиса, хостинговой площадки, наймом сотрудников. И что они
окажутся настолько дороги в Москве», — жалуется создатель
«Одноклассников». Зато с деньгами на развитие проекта, извечной головной болью для
любого стартапа, проблем не было. За первый год работы сайт съел
$300 000. Поначалу Попкову приходилось тратить личные сбережения, потом
настала очередь обычных потребительских кредитов, которые удавалось
брать в английских банках. Но трафик сайта рос слишком быстро, на его
обслуживание требовалось все больше денег. Настала пора искать
инвестора. «Желающих купить “Одноклассников” было достаточно, —
вспоминает Попков. — Но одни давали гораздо меньше, чем я хотел, а
другие в традиционной российской манере предлагали обменять проект на
должность в своей компании и большой красивый кабинет». Тем не менее подходящий инвестор все же нашелся. Имя его держится в
тайне. По словам Попкова, сейчас у ООО «Одноклассники» два владельца —
он и этот самый инвестор. Причем у Попкова пакет меньше контрольного.
Ходят слухи, что таинственным партнером является Юрий Мильнер,
которому, в частности, принадлежит крупный пакет акций Mail.ru. Сам
Мильнер, правда, эти слухи не комментирует. По плану Попкова
«Одноклассники» должны выйти на операционную прибыль к концу следующего
года. Пока же проект убыточен. Основные расходы компании (до 70%)
приходятся на покупку новых серверов и обслуживание трафика. ЭТО ЛЮБОВЬ Как бы ни ругали сервис «Одноклассников» пользователи (сайт
периодически зависает, в списках городов и учебных заведений полно
двойников — например, Иркутск и г. Иркутск отображаются как разные
населенные пункты), он все же удобнее и понятнее того, что предлагают
конкуренты. Удачно реализована система общения. Не совсем чат, но
близко к тому. И наконец, фотографии. Некоторые пользователи публикуют
целые фотоальбомы. Между прочим, каждое открытое фото учитывается в
статистике сайта как отдельный просмотр. Первыми пали труженики офисов. Что не могло не напугать их
работодателей. В ТНК-BP и «Росгосстрахе», да и много еще где, этот
сервис теперь запрещен наряду с ICQ как убийца рабочего времени.
Запреты не помогают: среди подписчиков менеджеров среднего звена, судя
по внутренней статистике сайта, и сейчас больше, чем представителей
прочих социальных слоев. Это как наркотик. Среди завсегдатаев «Одноклассников» можно найти
даже крупных бизнесменов и чиновников, чье время расписано по минутам.
Для генерального директора «Альянс Континенталь» Алексея Чаленко
«Одноклассники» стали «второй почтой», с помощью которой он регулярно
обменивается новостями с друзьями и деловыми партнерами. Старший
управляющий директор «Открытия» Андрей Бабенко порой использует
«Одноклассников» как средство для деловых переговоров. ЛЮДИ — В ДЕНЬГИ Неудивительно, что с такой аудиторией «Одноклассники» сразу
привлекли внимание рекламодателей. На сайте уже можно увидеть баннеры
таких компаний, как Nokia, Microsoft, МТС. В каком-то смысле
«Одноклассники» более традиционная социальная сеть, чем знаменитый
«Живой журнал» (LiveJournal.com, ЖЖ), недавно купленный компанией SUP
Fabrik. Пользователи наиболее известных в мире сервисов такого рода —
типа американской FaceBook, которая насчитывает 62 млн аккаунтов, — не
ведут дневников, а лишь обмениваются краткими сообщениями. Популярность
ЖЖ не то чтобы идет на убыль, нет. Но и революций от него никто уже не
ждет. Опыт показал, что далеко не всем хочется вести онлайновые
дневники и тем более читать чужие графоманские излияния. До недавнего времени конкурентов в России у ЖЖ не было. Сейчас
ситуация поменялась: если ЖЖ насчитывает 1,3 млн дневников и в течение
последнего года прибавляет каждый месяц примерно по 55 000 новых, то на
тех же «Одноклассниках» зарегистрировалось уже больше 10 млн человек, а
в этом январе к ним добавился еще 1 млн . Руководитель отдела исследований SUP Fabrik Борис Овчинников
указывает, что у рекламы в блогах есть масса преимуществ: сервис
позволяет не просто размещать баннеры, а проводить имиджевые акции и
привлекать к ним наиболее авторитетных блоггеров. Но большинству
рекламодателей такие тонкости пока до лампочки. По словам менеджера по
маркетингу группы систем печати и обработки изображений НР в России
Игоря Пасюкова, для его компании при размещении интернет-рекламы важны
лишь три критерия: величина охвата аудитории, соответствие
социально-демографических характеристик площадки поставленным целям
акции и цена размещения. Сейчас Пасюков отвечает за проведение
очередной акции HP в Интернете. Для размещения баннеров было выбрано
две площадки: Mail.ru и «Одноклассники». Согласно декабрьскому исследованию Gallup, в будни «Одноклассники»
посещает примерно 1,6 млн уникальных пользователей. Больше только у
«Яндекса» (2,2 млн пользователей) и Mail.ru (2,1 млн). У Rambler всего
1 млн. При этом, говорит Пасюков, у «Одноклассников» куда более
«ровная» аудитория, чем у поисковиков: «Тут заводят анкеты, как
правило, люди от 25 лет. А школьники и студенты, несмотря на название
сайта, здесь куда более редкие гости». Но не надо думать, что Попков и его партнер зарабатывают миллионы.
Интерес к проекту только формируется, рекламой он вовсе не завален. В
сутки на «Одноклассниках» регистрируется 270 млн показов, и только
половина из них — с баннерами, чаще всего с одним. По данным директора
по исследованиям агентства MindShare Interaction Юлии Удовенко, в
среднем уровень отклика на «Одноклассниках» составляет 0,05-0,07% от
общего числа показов. Это существенно ниже, чем у лидирующих порталов
Рунета. С другой стороны, по словам Удовенко, у «Одноклассников» очень
хорошая цена за тысячу показов — вдесятеро ниже, чем у того же
«Яндекса. «Это не очень дальновидная политика», — считает Овчинников из
SUP. В будущем Попкову будет очень непросто поднимать цены, мудрее было
изначально установить более высокую планку. Впрочем, Пасюков из
HP говорит, что готов платить за размещения на «Одноклассниках» и по
цене лидеров рынка. Попков отказывается называть оборот своей компании. По оценке
владельца портала Liveinternet.ru Германа Клименко, он может составлять
до $400 000 в месяц. Руководитель интернет-направления ИК «Финам»
Сергей Михеев более консервативен: он полагает, что «Одноклассники»
вряд ли собирают больше $100 000. Зато, прогнозирует Удовенко, во
второй половине этого года ежемесячные заработки портала увеличатся в
разы, а годовой оборот проекта составит около $15 млн. Насколько, однако, долговечен успех этого проекта? Пользователи
«Одноклассников» преследуют прагматичную цель — восстановить потерянные
связи. Вероятно, что значительная часть из них потеряет интерес к
сайту, найдя всех, кого хотели. Попков надеется на российские регионы, где ежедневные посиделки в
Сети еще не так распространены. Как будет организована региональная
рекламная кампания, еще не ясно, но она точно будет. Еще Попков обещает
рекламироваться на федеральном уровне — к примеру, надпись
«Одноклассники.ру» появится на форме футболистов клуба «Динамо». Общие
расходы «Одноклассников» на маркетинг (с учетом бартера) составят в
этом году порядка $1 млн. Попков обещает к началу 2009 г. увеличить
число пользователей своего сайта до 40 млн. Если позволят конкуренты. А они у «Одноклассников» обязательно
появятся. Над похожим проектом, к примеру, работает Клименко.
Копирование и совершенствование, как показывает опыт самого Попкова, —
очень эффективная стратегия.
Ксения Болецкая
SmartMoney, N 4, 11.02.2008 Оригинал статьи
|